В День гражданской авиации аэропорт «Южно-Сахалинск» приоткрыл свое «сердце»

09 февраля 2022 г.

То, что скрыто под табличками «служебное помещение», все спрятанные от посторонних глаз уголки, а также секреты алгоритма работы главных воздушных ворот Сахалина стали доступны сегодня в честь Дня работника гражданской авиации России. Сотрудники аэропорта Южно-Сахалинск» провели журналистов в особо охраняемые зоны, в которых обеспечивается безопасность пассажиров при перелете.

То, что скрыто под табличками «служебное помещение», все спрятанные от посторонних глаз уголки, а также секреты алгоритма работы главных воздушных ворот Сахалина стали доступны сегодня в честь Дня работника гражданской авиации России. Сотрудники аэропорта «Южно-Сахалинск» провели журналистов в особо охраняемые зоны, в которых обеспечивается безопасность пассажиров при перелете.

Первым делом для того, чтобы попасть на территорию центра управления аэропорта, каждый сотрудник ежедневно проходит досмотр. Проверку проводят в том числе и для транспорта, проезжающего через шлагбаум КПП №1. Машины осматривают как снаружи — при помощи зеркала, отражающего то, что находится под автомобилем, так и внутри — охранник открывает все, что открывается, и проверяет все, что проверяется.

Человеку, чтобы попасть на служебную территорию, необходимо пройти через рамку металлоискателя, а принесенные сумки и пакеты — пропустить под сканер. Теоретически процедура ничем не отличается от обычного входа в аэропорт для пассажиров, однако чтобы пройти дальше рамки, необходимо предоставить пропуск и паспорт, без этих двух документов можно смело разворачиваться и не возвращаться.
Пройдя строгую проверку и бдительного охранника, можно двигаться дальше. В нескольких десятках метров от КПП №1 расположено «сердце» аэропорта. Начальник службы электросервисного технического обеспечения полета (ЭСТОП) Максим Рабецкий рассказал, как и для чего работает «главный узел» воздушной гавани острова.

— Сейчас вы находитесь в самом центре (не территориально, а по значимости, — прим. автора) аэропорта — в оперативно-диспетчерской группе, где стекается вся информация о электроснабжении и светосигнальном оборудовании. В штате отдела 35 специалистов, которые осуществляют круглосуточную работу службы ЭСТОП. Без этого отдела функционирование аэропорта невозможно. Наша задача оперативно устранять перебои напряжения и электрические неполадки. Благодаря нашим оперативным диспетчерам отключение света не длится дольше 30 секунд, а в среднем на устранение неполадок уходит максимум 15 секунд. Поломки бывают редко за счет того, что специалисты регулярно их предотвращают и следят за исправностью электроприборов. Тем не менее, существует человеческий фактор, из-за которого эти неприятности иногда случаются, — рассказывает Максим Рабецкий о важности «сердца» воздушной гавани.

Экскурсия отправилась к самолету авиакомпании «Россия», который как раз готовился принять пассажиров для посадки. И на пути встречается еще одно КПП — №2. Схема проникновения через пункт та же — рамка, сканер, пропуск. Итого доступ к территории, на которой припаркована авиатехника, находится под удвоенной охраной.
В самолете полным ходом идет подготовка к посадке, и в это время корреспонденту Сах.кома представилась возможность увидеть, как бортпроводники готовятся к встрече пассажиров и вылету, и расспросить сотрудников воздушного судна.

— Наша основная обязанность — обеспечение безопасности пассажиров и их комфорт во время перелета. Однажды, выполняя рейс Бангкок — Домодедово, наш самолет провалился вниз на 900 метров во время выдачи питания. К этому, естественно, никто не был готов. Самолет начал резко опускаться, но бортпроводники продолжали выполнять свою работу. Как оказалось, мы попали в спутный след: перед нами летело воздушное судно гораздо больше нашего, и воздушный поток от него стал причиной этого происшествия. Даже такое бывает, — рассказывает бортпроводник о необычном опыте во время работы в другой авиакомпании.

Несмотря на то, что работают бортпроводники в необычных условиях, они беспрекословно выполняют обязанности по регламенту. Про них можно сказать «работают, как часы». Такому труду полагается соответствующий отдых — стюардессам и стюардам положено от 12 часов до трех дней отдыха после перелета.

За штурвалом воздушного судна, естественно, сидит капитан — человек, профессионализм которого подтвержден тысячами часов в небе. Капитан воздушного судна Андрей Брюховецкий подсчитывает свой стаж именно таким образом — более 17,5 тысяч часов в небе. За 39 лет в профессии ему больше всего запомнился первый полет, во время которого двигатель самолета отказал, и начался пожар, но история закончилась благополучно. Также КВС упоминает, что окончил летное училище и освоил шесть типов воздушных судов.

Пассажиры прибыли на посадку, а экскурсия по «секретной» территории продолжается. Следующая «запрещенная» точка — взлетно-посадочная полоса. На ней, как и на всей территории аэропорта, за исключением здания и пешеходных дорожек перед аэропортом, категорически запрещено передвигаться пешком. Именно поэтому к борту пассажиров доставляют на автобусе. Вдоль взлетно-посадочной полосы установлено более 300 осветительных лампочек, за которыми следит служба ЭСТОП.
Начальник узла светотехнического обеспечения полетов аэропорта Дмитрий Андреев коротко рассказал о том, как за состоянием ВПП следят он и его коллеги.

— Как вы видите, полоса полностью очищена после метели. Службы аэропорта непрерывно расчищали полосу, не давая циклону замести ее полностью. Если бы расчисткой ВПП начали занимать только по окончанию метели, это заняло бы гораздо больше времени и сил, — рассказывает Дмитрий Андреев.

К своему докладу Дмитрий добавил, что вся работа налажена, и светотехническое оборудование работает без перебоев, что позволяет осуществлять вылеты без каких-либо возможных задержек рейсов.

Секреты южно-сахалинского аэропорта заканчиваются там, где был каждый пассажир — предполетный досмотр. Как раз здесь работники авиационной транспортной безопасности проводят ту же процедуру с пассажирами, которую проходят каждый день все сотрудники аэропорта.

Представитель подразделения Татьяна Середа поделилась тем, какие нюансы встречаются ей и ее коллегам и как они с этим справляются во время работы и после.

— Процесс изнутри сложный. За десять лет работы в аэропорту сменилось многое. Когда я только пришла сюда, многой техники не было, появилась только со временем. Тем не менее, работа интересная, принцип — не допустить на борт воздушного судна запрещенные предметы и вещества, а именно — то, что может навредить здоровью пассажиров, членам экипажа и самому самолету. Люди встречаются разные, кто-то — «потеряшка», потерял свои часы, телефон или еще что-то, кто-то нервничает, кто-то ругается из-за того, что не согласен оставлять запрещенные предметы, несмотря на то, что знают правила. Но в основном все пассажиры довольные и добрые. По незнанию чаще всего люди пытаются провезти в ручной клади газовые баллончики для самообороны, жидкости для автомобилей, перочинные ножики, — вспомнила Татьяна Середа.

От самых стрессовых ситуаций сотрудники аэропорта, как они говорят, «заточены», поэтому по возвращению домой все забывается. Любовь к небу, многолетняя работа, отличный коллектив - это надежная основа каждого, кто однажды пришел на работу в гражданскую авиацию и остался на всю жизнь.

Ангелина Дубинина, Сахком