Служба ЭСТОП аэропорта «Южно-Сахалинск»: взгляд изнутри

13 апреля 2020 г.

Мы продолжаем серию публикаций о службах островной воздушной гавани. Для простого пассажира аббревиатура ЭСТОП (электросветотехнического обеспечения полетов) – всего лишь набор букв, и далеко не всем понятна роль этой службы. К тому же деятельность одного из самых больших подразделений аэропорта сокрыта от посторонних глаз. Пресс-центру аэропорта удалось увидеть утренний рабочий момент проверки работоспособности светосигнального оборудования и понаблюдать за процессом работы службы.

Мы продолжаем серию публикаций о службах островной воздушной гавани. Для простого пассажира аббревиатура ЭСТОП (электросветотехнического обеспечения полетов) – всего лишь набор букв, и далеко не всем понятна роль этой службы. К тому же деятельность одного из самых больших подразделений аэропорта сокрыта от посторонних глаз. Пресс-центру аэропорта удалось увидеть утренний рабочий момент проверки работоспособности светосигнального оборудования и понаблюдать за процессом работы службы.

Служба электросветотехнического обеспечения полетов выполняет одну из важнейших функций в обеспечении безопасности полетов и находится на территории аэропорта, посторонний человек туда не сможет зайти без специального пропуска.

Сердце ЭСТОП находится в здании подразделения ЦРП (центральной распределительной подстанции), именно отсюда на все объекты инфраструктуры аэропорта и его операторов производится распределение и передача электроэнергии.

Находясь в большом светлом помещении с распределительными шкафами, понимаешь силу и мощь энергии, которая проходит через это оборудование.

Главной задачей в работе службы ЭСТОП является бесперебойное обеспечение электроэнергии с соблюдением требований охраны труда. Профессионально отлаженные процессы, выполняемые работниками подразделения, видны невооруженным глазом. Штат службы укомплектован квалифицированными кадрами, здесь трудятся 35 специалистов.

Наиболее интересным в нашей экскурсии стал осмотр светосигнального оборудования аэродрома и подстанций, который осуществляется не реже четырех раз в сутки.

– Мы обеспечиваем работоспособность огней, регуляторов яркости и другого оборудования светосистемы, – рассказал старший дежурный инженер смены Александр Федорук. – Любая неисправная лампа оперативно меняется на новую, как и любая выявленная неполадка или сбой одного из элементов светосистемы незамедлительно устраняются.

В разных подсистемах огни различаются по цвету. По словам Александра Федорука, при заходе на посадку пилоты видят огни приближения и огни светового горизонта белого цвета. Глиссадные огни – двухцветные, красный и белый, – указывают пилотам о правильной высоте захода на посадку. Входные огни, зеленого цвета, обозначают начало взлетно-посадочной полосы. Ограничительные, красного цвета, обозначают конец ВПП, рулежные огни, синего цвета, обозначают край рулежной дорожки.

По нашему запросу диспетчер СДП включил светосистему взлетно-посадочной полосы, и стало понятно, как выглядит та самая глиссада, где огни зеленые, а где синие.

Аэродром пробудился и ждет своих первых гостей.

Первая стальная птица – красавец S7 заходит на посадку.

 

«Аврора» взяла курс на Хабаровск.

Полюбовавшись на безмятежно отдыхающих пернатых, мы направились на осмотр огоньковых подстанций. На территории аэропорта их две.

Бесперебойность и надежность электроснабжения светосигнального оборудования аэропорта обеспечивают новые, современные дизель-генераторные установки, которые смонтированы на этих подстанциях. А это значит, что производственный процесс воздушной гавани не остановится, и самолетам не придется задерживаться на взлет и посадку.

Экскурсию мы подытожили в кабинете начальника службы Владимира Ивановича Подойницина. Он рассказал об итогах работы ЭСТОП в минувшем году и о планах на будущее.

Владимир Иванович, поделитесь результатами работы службы за прошедший год, что удалось воплотить?

– Светосигнальное оборудование требует строгого контроля и соблюдения охраны труда, что является важной составляющей безопасности как пассажиров, так и обеспечения полетов. C этой целью службой проведена работа по замене линий электропередач, эксплуатировавшихся в аэропорту более 30 лет. Произведена реконструкция и модернизация двух кабельных линий, назначением «ЦРП – ПС «Хомутово-2». Замена производится на новые, современные, с применением кабеля из сшитого полиэтилена. Более того, проведены работы по выносу кабельных линий из зон строительства, застройки жилых массивов и дачных участков, прилегающих к территории аэродрома. Проведены также работы по замене высоковольтного оборудования на ЦРП, огоньковых подстанциях. Введены в эксплуатацию две новые резервные и две аварийные ДГУ (дизель-генераторные установки).

На перроне и местах стоянок произведена замена светильников на МНО (мачты наружного освещения), что значительно улучшило освещенность мест стоянок и путей руления. После установки нового оборудования прошло уже три месяца, и за этот период выхода из строя этого осветительного оборудования не было.

– В прошлом году мы рассказывали нашим читателям об электротехнической лаборатории. Насколько важно это приобретение?

– Да, это одно из самых значимых событий минувшего года. Конечно, наличие такого передвижного комплекса позволяет не только вовремя выявлять неисправности, но и ускорять нахождение повреждений и восстановление кабельных линий. Комплекс позволяет быстро и без прожига, то есть, не тратя лишнее время на поиск повреждения, локализовать участок в десятках километрах кабельных линий.

Фотографии электротехнической лаборатории из фотоархива пресс-центра 

Помимо этого в 2019 году лабораторию дополнили оборудованием: акустическим генератором, рефлектометром и генератором звуковой частоты. Если изначально лаборатория была ориентирована только на прожиг кабельных линий и на испытание оборудования высоким напряжением, то второй этап доукомплектования связан с возможностью определения повреждения кабельных линий другими неразрушающими методами. Все виды испытаний мы можем проводить без найма сторонних подрядчиков и организаций, имеем возможность проводить лабораторные работы и своим филиалам.

Для надежной работы электросистемы аэропорта применяются резервные источники электроснабжения. Расскажите о них?

– Действительно, резервные дизель-генераторы не так давно заменены на современные. Их мощность без труда позволяет запитать всю нагрузку аэропорта, а также объекты операторов, располагающихся на территории воздушной гавани в случае отключения централизованного электроснабжения на период трех-четырех суток без дозаправки топливом.

Также на огоньковых подстанциях в районе ВПП для электроснабжения светосигнального оборудования установлены современные и надежные дизель-генераторы. В аварийных ситуациях запуск этих дизель-генераторов обеспечивается в соответствии с нормативами и составляет не более 15 секунд в автоматическом режиме без выезда оперативно-диспетчерской группы.

Хочется также отметить, что высоковольтные ячейки коммутационного оборудования на основных подстанциях аэропорта заменены в прошлом году на более современные и надежные.

Наша ВПП оснащена современной светосигнальной системой.  Что можете рассказать о новых технологиях?

– Система огней высокой интенсивности (ОВИ-I), которой оснащена взлётно-посадочная полоса аэропорта, введена в эксплуатацию в 2017 году. Она дает возможность самолетам безопаснее заходить на посадку. Кроме того, комплекс огней высокой интенсивности позволяет понизить метеоминимум аэродрома. Проще говоря, садиться и взлетать в условиях плохой видимости командирам воздушных судов в аэропорту «Южно-Сахалинск» стало гораздо проще.

Но время действительно не стоит на месте, на смену привычным, классическим приходят новые технологии. Наша воздушная гавань на пороге перемен: строительство нового аэровокзального комплекса и второй взлётно-посадочной полосы требует новых подходов в обслуживании и в работе.

В прошлом году в Росавиации прошло сертификацию новое светодиодное светосигнальное оборудование, плюсы которого широко оценены во всем мире. Во-первых, это, несомненно, экономия электроэнергии, что будет ярким примером следования Программе энергосбережения России. Во-вторых, надеемся, данное оборудование будет применено при строительстве новой ВПП.

Над чем сегодня работает служба ЭСТОП?

– Основой в подготовке и планировании на ближайшее время для службы ЭСТОП является согласовательная и консультативная работа с проектными организациями по проектировке новой ВПП.

Деятельность службы – часть большой работы по доведению средств посадки главного аэродрома острова до II или III категории международной организации гражданской авиации. Все работы, связанные с улучшением комплекса светосигнального оборудования и радиотехнических средств посадки, позволяют самолетам меньше зависеть от сахалинской погоды, а авиакомпаниям повышать регулярность и безопасность полетов.

Прогулка по ВПП совместно с сотрудниками службы электросветотехнического обеспечения полетов оказалась познавательной и интересной. В надежности исполнения этой работы нет причин сомневаться: на взлетно-посадочной полосе аэропорта исправно работают все лампы и огни, ориентируя и направляя командиров воздушных судов верным курсом.

Фотографии Юлии Родиной