Руководитель Сахалинской РПСБ Григорий Крившенко: «Любовь к небу у меня в крови»

27 декабря 2019 г.

Спасатели — это люди, всегда готовые к трудностям. О рабочих буднях и о новых высотах состоялась наша беседа с директором Сахалинской региональной поисково-спасательной базы Григорием Крившенко

В рубрике «Гость пресс‐центра» мы продолжаем знакомить читателей с интересными людьми, которые связаны с небом, могут привнести в нашу жизнь полезную информацию и свежий взгляд на мир. В преддверии профессионального праздника спасателей России мы встретились с директором Сахалинской региональной поисково-спасательной базы Григорием Крившенко. Наш разговор – о рабочих буднях и новых высотах. На счету у Григория почти 1400 прыжков с парашютом, он спасатель первого класса.

На протяжении долгих лет аэропорт и поисково-спасательную базу связывают авиасемейные узы: до 1998 года база находилась в составе аэропорта. Сегодня она существует как отдельная организация, принадлежащая Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация).

Наша встреча состоялась практически сразу после окончания прыжков по десантированию над полями в Троицком  привычного места отработки тренировок спасателей. 

 

Григорий Геннадьевич, расскажите немного об истории создания поисково-спасательной базы?

– На сегодняшний день каждый российский аэропорт имеет на своей территории поисково-спасательную базу (при аэропортах всегда существовали такие базы). Как  региональная база, мы существуем с 20 ноября 1998 года, а до этого входили в аэропортовую структуру. Дежурим по поисково-спасательному обеспечению полетов в системе авиационно-космического поиска и спасания. Занимаемся непосредственно поиском и спасанием пропавших экипажей, воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также оказываем помощь морякам, находящимся на морской поверхности, эвакуируем больных, пострадавших, вылетаем на поиски пропавших судов.

Какие задачи стоят сегодня перед вашей службой ? Что в ней самое главное?

– Наша основная задача – быть всегда в полной готовности. Поэтому – постоянная отработка дежурств, тренировочных вылетов в любое время года и время суток. Мы должны в любой момент оказать помощь. Дежурим круглосуточно – если борт доложил о посадке, но не вышел на связь и не совершил посадку, руководитель полетов немедленно приводит в готовность поисково-спасательное воздушное судно со спасателями на борту. Нормативное время для вылета  30 минут. При помощи радиотехнического поиска мы должны обнаружить пропавшее воздушное судно и десантироваться на место авиационного происшествия. Если невозможно приземлить вертолет посадочным способом , соответственно, десантируемся спасательными парашютами.

 Воздушное поисково-спасательное судно МИ-8

Какие итоги за 2019 год можете подвести? Что самое главное хотелось бы отметить?

– В этом году сделано на всех около 1500 десантирований с парашютами, 500 спусков. Благодаря тому, что появились такие воздушно-спасательные суда как самолет АН-30 и вертолет МИ-8, мы имеем возможность тренироваться эффективнее. Опробовали в этом году новую парашютную технику, шесть раз приводились в готовность по сигналу тревоги, но к счастью, никуда не летали, были ложные срабатывания. Два раза привлекались на поисково-спасательные работы на море. Планируем вылететь на тренировочное десантирование 27 декабря и "закрыть" 2019 год.

– Расскажите о ваших доблестных парнях? Большой ли коллектив, что входит в обязанности каждого спасателя? Из чего состоит ваш рабочий день?

– В составе РПСБ 14 спасателей, имеющих большой опыт. Коллектив достаточно устоявшийся, с опытом работы от 3 до 22 лет. Самое минимальное количество прыжков у наших спасателей – 200, самый опытный достиг уже 3700 прыжков. Коллектив дружный, небольшой, все друг другу помогают и доверяют. Каждый, например, поможет уложить коллеге парашют, как основной, так и запасной.

Рабочая смена начинается с проверки аварийно-спасательного имущества, снаряжения, и его готовность отмечаемся в журнале записей, затем докладываем о готовности в авиационно-координационный центр поиска и спасания в Хабаровске (о прибытии на дежурство и о состоянии имущества).

У каждого из спасателей есть своя задача: кто-то отвечает за парашютное имущество, кто-то за водолазное, за автомобили, грузовые контейнеры. Контролируем «переукладки», необходимые в разные сезоны (осенне-зимний, осенне-летний периоды). Обязательным считается ежемесячная отработка тренировок по установленному Управлением Росавиации сценарию тревоги: приводим в готовность экипажи, парашютно-десантную группу. В начале года всегда утверждается план тренировок, которого мы придерживаемся. Главное, в нормативное время все должны прибыть на поисково-спасательное воздушное судно.

В наши обязанности входит обязательно быть в хорошей физической форме, заниматься в тренажерном зале, который  оборудован у нас в здании, обязательно изучать нормативную базу. И, что очень важно, люди, выполняя одну задачу, должны понимать друг друга с полуслова.

– А как как часто у вас проходят тренировки, в каком составе, где обычно десантируетесь, на какой технике?

–  Есть, конечно, установленные прописанные места для десантирования, но мы стараемся часто применять для тренировок неподготовленную местность, так как в реальной жизни авиационные происшествия никогда не происходят на удобной ровной поверхности, в основном эти места усложнены своим расположением. В руководстве по воздушному десантированию есть рекомендации по отработке нестандартных мест – ограниченная площадка, горы, лес - отрабатываем все ситуации. В этом году, например, проработали высадки в районе горы Крузенштерна, мыс Анива, на пике Чехова, на водах озера Тунайча, постоянно десантируемся на  мерзлый грунт. Минусовые температуры тоже создают определенные сложности. Стараемся не привыкать к одним и тем же местам, меняем локации. Это делается для выработки понимания людей, как отработать точность приземления.

Тренировочный полет на АН-30

–  Недавно вы опробовали ночное десантирование с АН-30, да и в целом с этого борта начали практиковать прыжки в этом году. Расскажите, в чем сложность работы на этом самолете? И каковы результаты тренировок на сегодняшний день?

–  Да, верно, тренировки на данном воздушном судне мы начали в этом году, и это очень успешный, новый для нас опыт. АН-30 - раритетный самолет, по всей России их немного. На данный момент подобный борт есть в Хабаровске и на Сахалине. Ночью прыжки с него вообще никто не совершал. Сложность в тренировках по десантированию с АН-30 состоит в том, что прыгать приходится из боковой двери на большой скорости, и отделяться от самолета в таких условиях не совсем удобно. В первые секунды после отделения от воздушного судна попадаешь в беспорядочное падение. Быстрая реакция и опыт спасателей, конечно же, позволяют очень быстро восстанавливаться на нужный курс. Но с АН-30 в прыжке-тандеме уже не десантируешься.

Воздушное поисково-спасательное судно АН-30

АН-30 - очень хороший самолет, имеет дополнительные топливные баки, и его возможность держаться в воздухе достигает 9 часов, что дает огромнейшие шансы на спасение при поисково-спасательных операциях. Это значительное преимущество при проведении поиска потерпевших бедствие. Самолет имеет очень хороший обзор: стеклянную носовую часть, а при необходимости можно раскрыть жалюзи половой поверхности борта и проводить осмотр из салона. Визуальный поиск при этом облегчается: поисковая зона рассматривается не только глазами пилотов, но и теми спасателями, которые находятся внутри самолета. Безусловно, это может принести весомый результат при проведении поисков.

 Воздушное поисково-спасательное судно АН-30

А как стать спасателем, что для этого требуется? Кто может поступить на эту работу?

– Чтобы устроиться на работу спасателем, нужно обязательно пройти службу в армии, получить средне-специальное образование, иметь хорошую физическую подготовку, отличное здоровье. Мы обязаны проходить особую врачебно-лётную экспертную комиссию, так как выполняем очень много  тренировок: десантируемся с парашютами, ныряем под воду. Желательно наличие навыков вождения снегоходов, маломерных судов, навыков по применению водолазного снаряжения и водолазных спусков. 

А представительницы прекрасного пола тоже могут быть в вашей команде?

– В качестве врача-фельдшера - безусловно. Кстати, у нас сегодня открыта вакансия на эту должность. А вот спасателями, согласно законодательству РФ, женщин привлекать к подобного рода деятельности нельзя.

Вы базируетесь на территории аэропорта с 1998 года. Каковы точки общего взаимодействия между двумя предприятиями?

– С аэропортом «Южно-Сахалинск» изначально у нас сложились очень теплые отношения. Всегда принимаем совместные выезды с пожарной службой на сигналы тревоги по аварийно-спасательным работам на территории аэропорта, на взлётно-посадочной полосе. Предоставляем аварийное оборудование. Совместные тренировки с пожарными также часть нашей работы. Мы очень рады сотрудничеству и партнерской дружбе с аэропортом. Интенсивность полетов и растущий пассажиропоток только уплотняет наши точки взаимодействия.

–  Вы лично тоже принимаете участие в процессе тренировок, часто десантируетесь вместе с командой. Расскажите немного о себе, как вы стали спасателем.

– Я родом из семьи авиаторов. Мама,  Лидия Александровна Басанец, до сих пор трудится в аэропорту на должности заместителя начальника метеорологического центра. Отец  Геннадий Михайлович Крившенко работал диспетчером, инспектором по приписным аэропортом. Любовь к небу у меня в крови, видимо, поэтому не могу расстаться с десантированием даже на руководящей должности. Всегда важно быть рядом, важно опробовать на себе и испытать новое оборудование. Качественнее исполнять прыжки возможно лишь тогда, когда не только слушаешь рекомендации со стороны, но когда и сам это опробуешь на себе. Все должно быть на высоком уровне. Мне нравится моя работа, тружусь здесь с 2005 года и ни разу не пожалел об этом. Начинал как спасатель, сегодня работаю директором. А небо зовет бесконечно, хочется прыгать... Это своего рода зависимость.

 Процесс тренировок на АН-30. Григорий Крившенко рассказывает о высотомере

–  Каждый человек готов прыгнуть с парашютом?

– Нет, не каждый. Чтобы переступить порог открытой двери воздушного борта и шагнуть в небо, нужно быть спокойным и взвешенно подходить к решениям, иметь выдержку, четкий ясный ум, и обладать умением  быстро находить решения в критический ситуации. Если происходит отказ парашютной системы, необходимо включить "холодный разум" и поступательно отработать набор действий, требуемых в критической ситуации: в считанные секунды необходимо активировать запасной парашют. Для паники здесь не место, а страх должен быть контролируем.

–  В преддверии профессионального праздника, как стало известно, вы будете награждать одного из спасателей. Расскажите о нем?

–  В нашем коллективе с 2006 года работает Михаил Александрович Дитяткин – один из самых подготовленных и квалифицированных  спасателей первого класса, парашютист-инструктор первого класса. Он имеет допуск к самым сложным видам спасательных и аварийно-спасательных  работ. В коллективе спасателей Михаил пользуется большим авторитетом. Неоднократно принимал участие в международных учениях авиационных поисково-спасательных сил и средств (JOINT SAREX, проводимые как на территории РФ, так и за границей). На сегодняшний день за его плечами 1400 прыжков с парашютом. Освоил более 10 парашютных систем. Может выполнять прыжки в любых погодных условиях, в любое время года, в любых условиях. В профессиональный праздник спасателя мы вручаем своему коллеге нагрудный знак Отличника воздушного транспорта за заслуги в области поисково-спасательного обеспечения полетов.

Хочу в преддверии праздника спасателей всем нашим коллегам, в том числе, из службы МЧС, авиационным и морским спасателям пожелать, чтобы над их головами всегда было чистое безоблачное небо, чтобы их окружали надежные и верные друзья, чтобы мы никогда не работали согласно своему предназначению, а только тренировались... и снова тренировались. Но если понадобится наша помощь, могли ее в короткие сроки профессионально оказать. Крепкого здоровья всем спасателям, их семьям и близким людям! 

Сотрудник РПСБ Михаил Дитяткин

Аэропорт «Южно-Сахалинск» от имени всего коллектива поздравляет весь личный состав РПСБ и всех спасателей с профессиональным праздником!  Спасать людей – это трудная и ответственная работа. Без сомнения, сотрудники поисково-спасательных подразделений наделены мужеством, обладают стойкостью духа, высокими моральными качествами, состраданием и самоотверженностью. Именно эти качества помогают им каждый день спасать людей.  Выражаем вам искреннюю благодарность за преданность профессии, за мужество и готовность всегда прийти на помощь. Ваш нужный и сложный труд вызывает неподдельное восхищение. От всей души желаем личному составу Сахалинской региональной поисково-спасательной базы крепкого здоровья, успехов в службе, любви и добра.

Фото пресс-центра аэропорта и Михаила Родина