На благо гражданской авиации: специалист «Аэропроекта» Владимир Лаптев об этапах проектирования новой ВПП в аэропорту «Южно-Сахалинск»

28 августа 2019 г.

По проектам института построены десятки аэропортов страны и многие сотни объектов капитального строительства.

К 2024 году главная воздушная гавань региона получит вторую взлетно-посадочную полосу. В июне Управлением автомобильных дорог Сахалинской области был заключен договор с ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» (Москва) на строительство новой ВПП аэропорта «Южно-Сахалинск». С 20 по 24 августа в областной столице работала группа проектировщиков, и, несмотря на плотный график, специалисты нашли время побывать в гостях у пресс-центра аэропорта. О главных этапах проектирования и впечатлениях об острове состоялся наш разговор с авиатором и интересным человеком, главным инженером проекта Владимиром Лаптевым.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект» – головная проектная организация Росавиации. В этом году ей исполняется 85 лет. Имеет колоссальный опыт в проектировании, работая по самым высоким стандартам качества. Выполняет научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы по развитию наземной инфраструктуры гражданской авиации. Институт в настоящее время работает в таких аэропортах, как Домодедово, Шереметьево,  Внуково, Магадан, Новосибирск, Тюмень, Симферополь и др.

В Южно-Сахалинск специалисты института прибыли для проведения обследования инфраструктуры главной воздушной гавани острова. Впереди им предстоит большая работа.

– С 20 по 23 августа группа в количестве 5 наших специалистов провела обследование аэродромных покрытий, объектов энергоснабжения, светосигнального оборудования, объектов связи, службы СПАСОП, собраны исходные данные. Со мной также прибыли шесть специалистов-изыскателей, которые приступили к геодезическим исследованиям, к съемке. Предполагается строительство новой взлетно-посадочной полосы на удалении 300 метров западнее от существующей. Проект новой ИВПП предусматривает III категорию ICAO, сейчас это уточняется заказчиком.

Работа подразумевает несколько этапов. Как рассказал Владимир Лаптев, первый этап включает выполнение прогноза перевозок, определение расчетного типа воздушного судна, обследование искусственных покрытий, их состояния, сбор исходных данных и разработку схемы генерального плана аэропорта и технико-экономического обоснования стоимости строительства новой ВПП. Следующий этап – проведение изыскательских работ, и завершающий – проведение государственной экспертизы. Планируется завершить эту работу в мае – июне 2020-го. Только после этого возможна передача документации заказчику, выбор строительной организации и выполнение строительно-монтажных работ. Завершение строительства ВПП и ввод в эксплуатацию планируется в 2023 – 2024 году.

– И это, я считаю, очень оптимистичный прогноз. Год уйдет на проектирование и подготовку рабочей документации, в 2021 году начнут строить, – разъясняет собеседник. –  Все зависит от сезонности выполнения строительных работ. Особой сложности в их успешном выполнении я не вижу. Есть опыт, например, когда в Воронеже взлетно-посадочную полосу 3600 на 60 метров построили за год, у вас здесь – 3400 на 60 метров, и все зависит от мощностей строительно-монтажных организаций. Вероятно, могут возникнуть сложности с оборудованием, но это тоже решаемо.

Государственным заказчиком стратегически важного объекта региональный Минтранс назначил областное учреждение  – Управление автомобильных дорог Сахалинской области. Финансирование проекта на настоящий момент планируется за счет привлечения средств федерального бюджета, бюджета Сахалинской области и инвестора.

Дешево и быстро построить объект не получится. Аэропорт, согласно Градостроительному кодексу РФ, – это особо опасный и технически сложный объект. Поэтому все технические решения проходят экспертную оценку Федеральным автономным учреждением «Главгосэкспертиза России».

Проектная организация выбрана, и на вопрос о качественном уровне подготовки проекта команда приехавших на Сахалин специалистов отвечает уверенно: для реализации поставленных задач привлечены лучшие специалисты страны в области проектирования.

– Есть достаточно фирм, которые позиционируют себя проектировщиками, но, порой, нам приходится их работу переделывать, корректировать, проводить повторную экспертизу. В нашей деятельности любые огрехи видны сразу, – рассказывает Владимир Лаптев. И уточняет, что по проектам института построены десятки аэропортов и многие сотни объектов капитального строительства объектов аэропортовой инфраструктуры.

Подводя итог трехдневной работы, он отмечает, что увидел много положительных моментов: аэропорт «Южно-Сахалинск»  активно развивается, находится в хорошем техническом состоянии.

– Здесь есть наработки, которых нет в других аэропортах, все это поддерживается за счет средств аэропорта и субъекта федерации на должном уровне, и это радует. Главное достояние – коллектив, люди здесь работают ответственные и неравнодушные!

Владимир Юрьевич Лаптев на Сахалин приехал впервые, хотя побывал во всех точках страны, за исключением двух: Сахалина и Камчатки. Всю жизнь он посвятил авиации. Закончив военное училище, с 1976 года служил в авиации ПВО, затем в должности замкомандира части поступил в Военно-воздушную академию имени Гагарина и успешно ее закончил. Служил в должности начальника связи Оренбургского летного училища, в военно-транспортной авиации в составе миротворческих сил в Югославии, в Афганистане. Службу закончил в Москве в штабе военно-транспортной авиации. Более 10 лет трудится в проектном институте в должности главного инженера проекта. Работал на таких объектах, как аэродром «Крайний» на космодроме «Байконур», в аэропортах московского авиационного узла Домодедово и Шереметьево, а также Новосибирска, Улан-Удэ, Тюмени, Уфы и многих других.

– У нас в авиации, как говорится, не скучно! – улыбается гость в завершение беседы.

Впечатления от Южно-Сахалинска у него остались самые теплые.

– Город развивается, есть красивый парк, канатная города, уникальные музеи, красивая природа. К сожалению, не хватило времени на прогулки, но то, что мы увидели, приятно удивило. Единственный минус: тяжело лететь из Москвы 8 часов. Я посещаю многие города России, и есть, с чем сравнить. Уверен,  у островного региона – большое будущее.

P.S. Напомним, ныне действующая взлетно-посадочная полоса аэропорта «Южно-Сахалинск» была введена в эксплуатацию 55 лет назад в расчете на самолеты ИЛ-18. В середине 80-х ее впервые реконструировали, увеличив длину с 2200 до 2700 метров. Удлинение северного участка взлетно-посадочной полосы на 500 метров позволило принимать самолеты типа ТУ-154. Нормативный срок службы данного участка ИВПП составляет 20 лет.

С течением времени полосу, построенную в середине 60-х, продолжали активно адаптировать под текущие нужды. В 2000-м году взлетку удлинили на 700 метров, чтобы аэропорт смог принимать самолеты типа ИЛ-62 для осуществления беспосадочных перелетов до Москвы. Впоследствии длина ВПП остановилась на отметке в 3400 метров. В 2017 году была завершена модернизация средней части ИВПП.

Сегодня аэропорт Южно-Сахалинска допущен к приему/выпуску всех типов самолетов, кроме Airbus A380. Хотя существует ряд ограничений по среднегодовой интенсивности полетов для Боингов 747-8F, 747-8 и 777-300ЕR.

С вводом в эксплуатацию новой ВПП, ее действующий «двойник» превратится в полноценную магистральную рулежную дорожку, также необходимую аэропорту для обеспечения безопасности и регулярности полетов.