Ветераны авиационной отрасли побывали на экскурсии в аэропорту «Южно-Сахалинск»

20 августа 2018 г.

Мероприятие, приуроченное ко Дню воздушного флота России, организовано руководством АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» совместно с Сахалинским центром ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Улыбки, объятия и радость общения – 30 ветеранов авиационной отрасли собрались в аэропорту «Южно-Сахалинск» для теплой встречи и экскурсии по самым интересным уголкам воздушной гавани. Событие формально приурочили к профессиональному празднику – Дню воздушного флота России. 

Дружбе инженера-орнитолога Сталия Коняшова и авиатехника Геннадия Лавриненко больше полувека. За это время профессиональная судьба раскидывала товарищей по разным предприятиям, но на теплые отношения между ними, по словам ветеранов, это никак не влияло. Успехи друг друга всегда были на виду.

«Геннадий Иосифович выдающийся авиатехник Сахалина», – хвалит друга Сталий Энгельсович Коняшов, – «Он шесть случаев повреждения стоек шасси, которые могли бы привести к авиационным происшествиям, в свое время выявил. А реакция была странная, его не очень любили. План нужно было выполнять, а он останавливал самолеты, не давал неисправным взлетать».

Боевые товарищи не расстаются, в обнимку идут в автобус – вспоминать прошлое и погружаться в настоящее. Таких как эта пара друзей – искренне влюбленных в профессию, коллег и в небо – в аэропорту сегодня целый автобус.

Вводную мини-лекцию по дороге к главным достопримечательностям воздушной гавани бывшим коллегам начал глава АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский. Впрочем, долгого монолога не вышло. Ветераны закидали главу аэропорта вопросами о флоте, возможностях обновленной взлётно-посадочной полосы, финансовых и иных тонкостях, связанных с ростом воздушной гавани.

Первую остановку экскурсионный транспорт делает у самолетов «Авроры». Здесь роль авиа-гида примеривает председатель сахалинского отделения «Содружества ветеранов гражданской авиации России» Василий Ильин. Он рассказывает о возможностях объединения, которое возглавляет, и углубляется в историю сахалинской авиации. Вспоминает бедное с технической точки зрения прошлое: отсутствие факсов в аэропорту, полеты на Ан-ах и появление первых иностранных «машин» – внушительных Боингов. Ильин заверил ветеранов: всё, что сделано ими, их преемники продолжают развивать.

«Много сложностей было. В какой-то момент мы остались с одним самолетом, но продолжали регулярные рейсы. Пассажиры хотят летать и хотят это делать вовремя. Брали самолеты в долг у хабаровчан», – поясняет Ильин, – «И в Москву в свое время летали на ИЛ-62 через Хабаровск. Потом уже, продлили полосу и запустили прямые рейсы. Сейчас перевозки на островах поменялись в лучшую сторону».

Ильин напомнил гостям о слиянии в одну региональную компанию под названием «Аврора», показал свежий парк перевозчика, который пестрит маленькими, но юркими «Бомбардье».

Экскурсионную эстафету перехватил генеральный директор авиакомпании «Авиашельф» Виктор Аксютин. Эта компания единственная на островах занимается регулярными вертолетными перевозками. Флот «Авиашельфа» – 13 машин, на лопастях которых лежат сотни санитарных рейсов и тысячи рыбаков, спасенных со льда. 

Одна из самых зрелищных точек экскурсии – остановка на 18 стоянке. Специально для ветеранов из ангаров на поле выгнали образцы спецтехники. Именно эти роторы, скребки, распылители реагента, пылесосы и ветровые машины позволяют службам аэропорта эффективно и быстро справляться со снегом и льдом. 

«Благодаря этим машинам, полоса зимой у нас такая же чистая, как летом», – дополняет обзор начальник службы спецтранспорта Олег Лемайкин, – «У нас парк полностью новый, техника почти вся немецкая. Все теперь красивое, надежное и удобное для механизаторов. Хотя мы сохранили погрузчик 1957 года выпуска. Он на ходу. То есть люди, которые здесь работают, могут и сохранять старое, и работать на новом».

Коснулись и сердца любого аэропорта – подразделения аэронавигации. Сахалинский центр Обслуживания воздушного движения тоже качественно изменился. Пять лет назад служба аэронавигации переехала в новое здание на территории аэропорта. Более подробно об ОВД ветеранам поведал Владимир Бутырин, который напомнил: их центр «регулирует» воздушное движение над островами с 1995 года.

«В нашем центре работает 300 человек, у нас 6 отделений по области, два из них на Курилах. Во всех аэропортах установлено наше оборудование, очень много новой техники. В 2014 году на Итурупе, впервые со времен СССР, построили с нуля абсолютно новый аэродром», – поделился фактами Владимир Бутырин, – «Оборудование соизмеримо с аэропортом в Южно-Сахалинске. Там установлено две курсо-глиссадные системы, аэродромные локаторы, привода и маяки. Техники очень много. Сейчас примерно по такому же принципу модернизируют аэропорт «Менделеево». К концу этого года все сдадут, и эта точка на Курилах станет более доступной».

Понравилась ветеранам и обновленная пожарно-спасательная техника аэропорта. В отряде, заточенном на ликвидацию возгораний на полосе, трудятся пожарные, которые много лет посвятили тушению огня в городских кварталах. Подобные навыки в их профессиональной среде ценятся высоко.

«А бойцовок и рукавов хватает?», – интересовались у представителя СПАСОП ветераны. Бывших коллег заверили: с экипировкой и оснащением в таком важном подразделении аэропорта сегодня проблем не бывает. 

Эти встречи с коллегами, которые стали одной семьёй для Маи Жуковской, всегда долгожданные. Без объятий и обоюдных реплик о здоровье не обходится. Женщина объясняет: всё, что случилось за 40 лет работы фельдшером аэропорта, – трудно забыть.

Через руки, глаза, стетоскоп и душу Маи Аполинаровны ежедневно проходили пилоты, водители, пожарные, диспетчеры и регистраторы. Фельдшер медпункта вспоминает, что авиаторы её боялись: знали, если накануне допустили слабость  пощады от Маи Аполинаровны не стоило ждать. Поблажек медработник не давал даже любимчикам.

«Я ушла на пенсию в 2011 году и очень скучаю. Очень любила и люблю своих коллег и работу. Всегда сожалею, что родилась так рано. Сейчас бы еще работала. Я и так гордилась аэропортом, но в нынешнем его виде гордилась бы еще больше. Здесь все изменилось, буквально все, что увидела, все новое, красивое и современное. Здорово, что про нас не забывают и собирают вместе. Для нас это очень важно»,  поделилась Мая Жуковская. 

В автобусе Никита Полонский продолжает экскурсию – обращает внимание ветеранов на заметные достижения. Гордость руководителя воздушной гавани – усиленная взлётно-посадочная полоса. Если свежеуложенный асфальтобетон захочет прикинуться льдом – у него получится. Толщина вызывает доверие. Даже у отчаянных рыбаков.

«У нас есть асфальтоукладчик, который позволяет делать абсолютно ровное покрытие, без волн. Это уникальная технология, которая позволит продержаться покрытию, а сегодня это - армобетон, 30 лет», – замечает Полонский, – «Хотя и тот асфальт, который укладывали еще при вас, лежит уже четверть века».

«Мы просто качественно всё контролировали», – объясняет ветеран. «У нас контроль тоже хороший, мы следим за качеством»,  замечает Полонский. 

Вишенкой на экскурсионном торте стал обзор стройплощадки нового аэровокзального комплекса. Глава воздушной гавани Никита Полонский показал ветеранам каркас здания и фотографию проекта  наглядную иллюстрацию конечного результата. 8 тысяч квадратных метров старого здания против 40 тысяч квадратов нового. Таким будет объект после финиша стройки. За два года в аэропорту «Южно-Сахалинск» появится комфортабельный комплекс, который будет отвечать всем действующим нормативам по обслуживанию пассажиров.

«Стройка началась в ноябре прошлого года. За 10 месяцев полностью собрали фундаменты под основное здание, сейчас делают фундаменты под галерею, которая будет укрывать пассажиров и персонал от непогоды», – обрисовал перспективы Полонский, – «Это будет совершенно другой уровень комфорта, другой уровень для туристов и их привлечения. Комфорт в этом деле играет одну из важнейших ролей. Как туриста встретишь в аэропорту, так он к тебе второй раз и вернется». 

Впрочем, в новом трехэтажном здании удобно будет всем, заверил Полонский: и улетающим, и прилетающим, и работающим в аэропорту сотрудникам. Масштаб будущего объекта ветеранов впечатлил. 

«Ну, ты доволен поездкой?» – спрашивает один пожилой авиатор другого. – «Очень», – делится с товарищем ветеран, – «Всё у них отлично. Работают, как надо».

После информативной экскурсии по самым интересным уголкам аэропорта «Южно-Сахалинск», ветеранов отвезли на праздничный обед в одно из городских кафе. Там преданных небу и аэропорту людей ждали развлечения, фотографии на память, улыбки и друзья. За обедом ветераны еще раз обсудили прошедшую экскурсию, поделились друг с другом теплыми впечатлениями и получили обещание от организаторов – такие встречи теперь станут регулярными.

Мероприятие, приуроченное ко Дню воздушного флота России, организовано руководством АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» совместно с Сахалинским центром ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Подобное мероприятие, направленное на объединение ветеранов отрасли, провели впервые за долгое время.

Фото пресс-центра аэропорта «Южно-Сахалинск» и Михаила Родина